Потребность в кадрах для биотопливной отрасли
Развитие биотопливной отрасли требует подготовки высококвалифицированных кадров. Согласно прогнозам, к 2030 году доля биотоплива в топливно-энергетическом балансе России должна составить около 4%. Для достижения этой цели необходимо значительно нарастить объемы производства биотоплива. А это, в свою очередь, потребует притока квалифицированных инженеров, технологов, конструкторов, механиков и других специалистов.
Требования к подготовке кадров
Для работы на современных высокотехнологичных биотопливных предприятиях нужны специалисты широкого профиля, обладающие фундаментальными знаниями в области:
биотехнологий
химических технологий
нефтехимии
энергетики
автоматизации производства
Эти знания должны сочетаться с пониманием экономических и экологических аспектов производства биотоплива.
Специальность | Требуемые компетенции |
Инженер-технолог | Технологии производства биоэтанола, биобутанола, биодизеля |
Инженер-конструктор | Проектирование оборудования для производства биотоплива |
Инженер-механик | Обслуживание и ремонт оборудования биотопливного производства |
Инженер АСУ ТП | Автоматизация технологических процессов производства биотоплива |
Эколог | Контроль воздействия биотопливного производства на окружающую среду |
Экономист | Оценка экономической эффективности производства и реализации биотоплива |
Кроме профессиональных компетенций, современные специалисты должны обладать развитыми «мягкими навыками» (soft skills) — умением работать в команде, коммуникабельностью, способностью решать сложные комплексные задачи и принимать самостоятельные решения.
Подходы к подготовке кадров
Эффективная система подготовки и переподготовки кадров для биотопливной отрасли может базироваться на следующих подходах:
- Разработка целевых образовательных программ вузами при участии потенциальных работодателей – предприятий отрасли. Такие программы позволят максимально полно учесть требования конкретных производств.
- Создание базовых кафедр вузов на передовых предприятиях отрасли. Это обеспечит сочетание фундаментальной подготовки в стенах университета с изучением передовых промышленных технологий на практике.
- Разработка системы внутрифирменного обучения и стажировок. Молодые специалисты смогут повысить свою квалификацию непосредственно на рабочем месте под руководством наставников – ведущих экспертов предприятий.
- Привлечение к образовательному процессу ведущих зарубежных экспертов в области биотехнологий и производства биотоплива. Это позволит использовать лучшие мировые практики в этой сфере.
Перспективы сотрудничества предприятий и вузов
Успешное развитие биотопливной отрасли в значительной степени зависит от налаживания тесной кооперации между профильными предприятиями и высшими учебными заведениями. Вузы должны готовить специалистов, полностью отвечающих запросам и потребностям конкретных работодателей. А предприятия, в свою очередь, могут предоставлять площадки для прохождения производственной практики, а также ресурсы для совместных научных исследований.
Объединение интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов послужит сильным импульсом для дальнейшего развития всей биоэнергетической сферы. Эффект от такого синергизма окажется куда выше, нежели сумма результатов, получаемых сторонами в отдельности. Поэтому между заинтересованными компаниями и образовательными организациями крайне важно выстраивать продуктивный диалог. Это залог быстрого технологического прогресса биотопливной отрасли и увеличения её вклада в топливно-энергетический комплекс.
Роль целевого обучения для биотопливной отрасли
Одним из важных инструментов обеспечения биотопливных предприятий квалифицированными кадрами является целевое обучение студентов по заказам работодателей. Суть его заключается в следующем:
- Компания, заинтересованная в специалистах определенного профиля, заключает договор о целевом обучении со студентом и вузом.
- Студент получает высшее образование по интересующей компанию специальности за её счет, обязуясь впоследствии отработать на её предприятии не менее 3-5 лет.
- Учебный план формируется совместно вузом и предприятием с акцентом на дисциплины, актуальные для данной сферы деятельности.
- Студент проходит практику непосредственно на площадке будущего работодателя, знакомясь на примере с реальными производственными процессами и технологиями.
Преимущества целевой формы подготовки:
- Для предприятий это гарантия получения специалистов требуемой квалификации, знакомых с оборудованием и спецификой данного производства.
- Для студентов — возможность бесплатного обучения и трудоустройства по специальности.
- Для вузов — дополнительный источник целевого финансирования и налаживание связей с потенциальными работодателями для своих выпускников.
Таким образом, механизм целевого обучения выгоден для всех участников и может внести существенный вклад в удовлетворение растущих потребностей биотопливного сектора в инженерно-технических кадрах.
Переподготовка и повышение квалификации работников отрасли
Наряду с подготовкой новых специалистов важная роль отводится непрерывному профессиональному развитию уже работающих кадров биотопливных предприятий. Это обусловлено быстрыми темпами развития отраслевых технологий и появлением нового поколения более производительного оборудования. Чтобы идти в ногу с этими изменениями, инженеры и операторы должны регулярно повышать свою квалификацию.
Основные формы дополнительного обучения персонала:
- Краткосрочные целевые курсы, семинары, воркшопы по актуальным для отрасли темам.
- Длительные программы повышения квалификации и переподготовки с получением соответствующих дипломов, сертификатов.
- Внутрифирменное обучение: инструктажи, стажировки на новых рабочих местах, приобретение дополнительных компетенций под руководством наставника.
Реализацией программ дополнительного образования могут заниматься как сами предприятия биотопливного сектора, так и специализированные учебные центры, институты повышения квалификации.