Биотопливо, получаемое из возобновляемого растительного сырья, в последние годы рассматривается как перспективная замена традиционным нефтяным топливам. Однако его влияние на износ и ресурс работы двигателя изучено не до конца.
- Преимущества и недостатки биотоплива
- Влияние на износ двигателя
- Износ поршневых колец и гильз цилиндров
- Закоксовывание поршневых колец и инжекторов
- Коррозия и износ прецизионных деталей ТНВД
- Методы снижения негативного влияния
- Присадки для улучшения смазывающих свойств
- Защитные покрытия для деталей топливной аппаратуры
- Регулярное техобслуживание двигателя
Преимущества и недостатки биотоплива
С одной стороны, использование биотоплива позволяет снизить выбросы парниковых газов и уменьшить зависимость от невозобновляемых ископаемых энергоносителей. С другой стороны, его применение может ускорить износ отдельных деталей и узлов двигателя.
Преимущества | Недостатки |
— возобновляемость сырья | — повышенный износ деталей двигателя |
— меньше выбросов парниковых газов | — ухудшение некоторых эксплуатационных характеристик |
— снижение зависимости от нефти | — проблемы при хранении и транспортировке |
Влияние на износ двигателя
Использование биодизельного топлива и биоэтанола может по-разному влиять на износ отдельных деталей двигателя. Рассмотрим основные факторы.
Износ поршневых колец и гильз цилиндров
Биотопливо имеет другие смазочные характеристики, чем традиционное дизельное топливо. В частности, биодизель хуже образует масляную пленку на стенках гильз. Это приводит к усиленному износу поршневых колец и цилиндров за счет повышенного трения.
По некоторым данным, интенсивность изнашивания пар трения «кольцо-гильза» при работе на биодизеле может возрастать в 1,5-2 раза.
Закоксовывание поршневых колец и инжекторов
Другая проблема — закоксовывание и забивание каналов распылителей форсунок и поршневых колец отложениями из биотоплива. Это резко снижает эффективность работы двигателя.
Причины закоксовывания кроются в особенностях химического состава биотоплива, а также испаряемости его компонентов.
Коррозия и износ прецизионных деталей ТНВД
Некоторые компоненты биодизеля обладают повышенной коррозионной активностью. В частности, это относится к соединениям серы и фосфора.
Их наличие в топливе приводит к ускоренной коррозии и износу прецизионных деталей топливной аппаратуры — форсунок, топливного насоса высокого давления.
Методы снижения негативного влияния
Для уменьшения негативного влияния биотоплива на износ двигателя применяются специальные присадки и конструктивные решения.
Присадки для улучшения смазывающих свойств
Добавление присадок позволяет частично скомпенсировать ухудшение смазочных характеристик биотоплива. Это замедляет износ гильз цилиндров и колец.
Однако присадки не могут полностью нейтрализовать этот недостаток биодизеля и биоэтанола.
Защитные покрытия для деталей топливной аппаратуры
Другой подход — использование коррозионностойких и износостойких покрытий для деталей, контактирующих с биотопливом. Например, керамических.
Такие покрытия препятствуют негативному влиянию кислородсодержащих компонентов биотоплива, снижая коррозию и износ.
Регулярное техобслуживание двигателя
Регулярное ТО позволяет своевременно проводить очистку и замену быстроизнашиваемых элементов топливной системы и ЦПГ. Это минимизирует вероятность возникновения проблем из-за загрязнений биотоплива.