Рынок биотоплива в последние годы демонстрирует устойчивый рост. Это связано с истощением запасов ископаемого топлива, а также с экологическими проблемами, вызванными его использованием. Биотопливо получают из возобновляемого растительного или животного сырья, поэтому его применение способствует снижению выбросов парниковых газов и улучшению экологической обстановки.
Сегодня наиболее распространены два вида биотоплива: биоэтанол и биодизель. Биоэтанол производят из сахаросодержащего сырья, а биодизель — из маслосодержащего. Оба вида активно используются в качестве топлива для автотранспорта. Рассмотрим подробнее текущее состояние мирового и российского рынков биотоплива, а также перспективы их развития.
Мировой рынок биотоплива
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2020 году мировое производство биотоплива достигло 190 млрд литров, что на 7% больше показателя 2019 года. Наибольший объем производства приходится на США (60 млрд литров), Бразилию (35 млрд литров) и ЕС (21 млрд литров).
Биоэтанол занимает наибольшую долю в мировом производстве биотоплива — порядка 70%. Основные производители — США и Бразилия, на их долю приходится 85% всего выпускаемого в мире биоэтанола.
Что касается биодизеля, то крупнейшим его производителем является Евросоюз. В 2020 году страны ЕС выпустили 16 млрд литров биодизтоплива, что составило 51% от общемирового производства.
Мировые мощности по производству биотоплива непрерывно растут. По прогнозу МЭА, к 2026 году они увеличатся на 20% по сравнению с текущим уровнем и достигнут 230 млрд литров.
Сырьевая база
В качестве сырья для производства биотоплива используется широкий спектр растительных культур.
Для получения биоэтанола чаще всего применяют кукурузу, сахарный тростник, сахарную свеклу и пшеницу.
Основное сырье для биодизеля — рапс, соя, пальмовое масло и отработанные животные жиры.
В будущем ожидается расширение сырьевой базы за счет вовлечения новых видов биомассы, в том числе водорослей и отходов сельского хозяйства. Это позволит нарастить выпуск биотоплива, не создавая дефицита продовольственного сырья.
Потребление биотоплива
Основная доля производимого в мире биотоплива используется в транспортном секторе. По данным МЭА, в 2020 году на транспорт пришлось 85% потребления, из которых:
60% — биоэтанол
25% — биодизель
Биотопливо активно применяется для заправки легковых и грузовых автомобилей в чистом виде или в смеси с бензином/дизтопливом. Кроме того, биоэтанол используется в авиации.
Во многих странах действуют госпрограммы стимулирования потребления биотоплива. К примеру, в США и странах ЕС законодательно установлены минимальные квоты по использованию биотоплива в транспорте. Это способствует росту спроса.
Российский рынок биотоплива
В России производство и потребление биотоплива пока находятся на невысоком уровне. По данным Росстата, в 2020 году было произведено:
330 млн литров биоэтанола
140 млн литров биодизеля
Это составляет менее 0,5% от общемирового выпуска.
Основная доля российского биотоплива приходится на биоэтанол. Его производят предприятия, расположенные в Европейской части России, в основном из зернового сырья.
Что касается биодизеля, то его выпускают в небольших объемах из рапсового масла.
Внутреннее потребление биотоплива в России сдерживается отсутствием стимулирующих мер со стороны государства. В итоге основная часть произведенного биоэтанола экспортируется в ЕС.
Перспективы развития российского рынка биотоплива
Несмотря на текущую ситуацию, у российского рынка биотоплива есть потенциал роста.
По оценкам Минэнерго РФ, к 2024 году производство биоэтанола может вырасти до 1 млрд литров, а биодизеля — до 0,5 млрд литров.
Расширению производства будет способствовать наличие значительных запасов сырья. Россия располагает большими площадями пахотных земель, пригодных для выращивания технических культур.
Определенный импульс отрасли может придать реализация проектов по производству биотоплива из отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности с использованием биотехнологий.
Что касается спроса, то ключевым драйвером роста может стать принятие государством мер по стимулированию использования биотоплива в транспорте. Введение обязательных квот или налоговых льгот для производителей и потребителей позволит расширить внутренний рынок.